Анализ нормативной базы и реализуемых национальных стратегий
Законодательное регулирование вопросов продовольственной безопасности, питания и сельского хозяйства в странах фокусного региона
В Армении, Кыргызстане, Таджикистане действуют законы о продовольственной безопасности: Закон Республики Армения «Об обеспечении продовольственной безопасности» от 5 июня 2002 года №ЗР-338 [18], Закон Кыргызской Республики «О продовольственной безопасности» от 04.08.2008 № 183 [19], Закон Республики Таджикистан «О продовольственной безопасности» от 29 декабря 2010 года №671 [20]. В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим вопросы продовольственной безопасности, является «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее Доктрина), утвержденная Указом Президента РФ от 21.01.2020 №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [21]. В Республике Узбекистан Закон «О продовольственной безопасности» находится на стадии обсуждения.
Законы о продовольственной безопасности Армении, Кыргызстана, Таджикистана регулируют отношения в сфере продовольственной безопасности, определяют основные термины в данной сфере и раскрывают основы государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности. В Доктрине также отражены официальные взгляды на цели, задачи и направления государственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности РФ.
В вышеперечисленных законах содержатся близкие подходы к определению продовольственной безопасности. Так, в соответствии с Доктриной продовольственная безопасность Российской Федерации – «состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни» [21].

В законе о продовольственной безопасности Кыргызстана продовольственная безопасность Кыргызской Республики определяется как «состояние экономики Кыргызской Республики, при котором обеспечивается продовольственная независимость республики и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для населения в соответствии с установленными минимальными нормами потребления продуктов питания» [19].
В соответствии с законом Республики Армения «Об обеспечении продовольственной безопасности» обеспечение продовольственной безопасности государства – это такое состояние экономики государства, которое обеспечивает продовольственную независимость страны и гарантирует физическую и экономическую доступность для населения пищевых продуктов, соответствующих медицинским нормам [18]. 
Закон Республики Таджикистан от 13 октября 2010 г. № 192 «О продовольственной безопасности» определяет продовольственную безопасность как «состояние экономики государства, при котором за счет собственного производства обеспечивается продовольственная безопасность страны и гарантируется физическая доступность, необходимая для активной и здоровой жизни, обеспечения демографического роста» [22].
Как видно из приведенных определений, продовольственная безопасность в странах фокусного региона определяется как состояние экономики или социально – экономического положения страны, при котором обеспечивается физическая и экономическая доступность продовольствия в объеме не меньше определенных норм (рациональных – РФ, медицинских – Армения, минимальные нормы потребления – Кыргызстан, оптимальные научно – обоснованные – Таджикистан). Во всех странах фокусного региона подчеркивается необходимость обеспечения продовольственной независимости страны. 
В Армении расширенное определение продовольственной безопасности дается в «Концепции обеспечения продовольственной безопасности Республики Армения» от 18 мая 2011 г. в соответствии с которым «продовольственная безопасность – это комплекс правовых, организационных, материально-технических и иных мероприятий, направленный на полноценное обеспечение продовольствием необходимого качества и достаточного количества, безопасного для здоровья, приемлемого с точки зрения социально-культурных и исторических особенностей общества, доступным для каждого члена общества, которое может потребляться им в любой момент и в любой ситуации (в том числе – во время чрезвычайных ситуаций и военного положения) для ведения здорового и обеспеченного образа жизни» [23].
В Узбекистане несмотря на то, что пока не принят закон о продовольственной безопасности, существуют нормативно – правовые документы, в которых косвенно раскрывается понятие продовольственной безопасности и формулируются основные меры в области ее обеспечения.
В «Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 - 2030 годы» от 23.10.2019 г. N УП-5853 отмечается, что «продовольственная безопасность является одним из структурных элементов развития страны, поскольку затрагивает широкий круг социально -экономических, демографических и экологических факторов», отмечается, что «государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности будет строиться и реализовываться на основе четырех компонентов (наличие, доступ, использование и стабильность) [24].
В странах фокусного региона приняты документы (стратегии, программы), определяющие направления и меры политики в области продовольственной безопасности, основанные на комплексном подходе и рассмотрении в неразрывной связи вопросов продовольственной безопасности, питания, развития сельского хозяйства и продовольственных систем в целом.
Примером такого комплексного документа является «Стратегия основных направлений экономического развития сферы сельского хозяйства Республики Армения на 2020-2030 годы», утвержденная Постановлением Правительства Армении от 19 декабря 2019 года № 1886-Լ [25]. В Стратегии выделены семь стратегических приоритетов сферы сельского хозяйства Республики Армения:
  1. повышение конкурентоспособности и эффективности сферы сельского хозяйства,
  2. обеспечение безопасности пищевых продуктов,
  3. повышение уровня продовольственной безопасности и питания,
  4. развитие местных рынков и увеличение экспортных возможностей,
  5. развитие человеческого и институционального потенциала в сфере сельского хозяйства,
  6. содействие устойчивому развитию сельских общин,
  7. стимулирование цифрового сельского хозяйства и технологических инноваций.
В Стратегии сформулированы приоритетные направления развития, меры для достижения результатов, план мероприятий и сформулированы ожидаемые результаты.
В Кыргызской Республике действует Программа продовольственной безопасности и питания на 2019-2023 годы, которая была утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2019 года № 320 [26]. Одновременно с Программой приняты «План мероприятий по реализации Программы» и «Матрица индикаторов мониторинга и оценки реализации Программы». В соответствии с Программой стратегической целью в области продовольственной безопасности и питания Кыргызской Республики является качественное улучшение питания населения через стабильное обеспечение наличия, доступности и требований безопасности продуктов питания.
Ключевыми направлениями политики достижения стратегической цели являются:
  1. Улучшение наличия продовольствия для потребления населения.
  2. Обеспечение доступности продовольствия для населения.
  3. Улучшение статуса питания населения.
  4. Повышение безопасности продуктов питания.
  5. Формирование эффективной системы управления, мониторинга и оценки Программы продовольственной безопасности и питания.
Данная Программа отражает комплексный подход к решению вопросов продовольственной безопасности и питания, повышения устойчивости функционирования продовольственных систем, включает меры по стимулированию и поддержке отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, по управлению государственными резервами, а также меры, направленные на повышение устойчивости продовольственных рынков, формирование системы оказания продовольственной помощи населению. В Программе предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на улучшение питания населения, в том числе разработку и внедрение рекомендаций по правильному питанию, меры по саплементации и фортификации продуктов питания, усиление кадрового потенциала и информированности населения в области здорового питания. В Программе предусмотрены меры по обеспечению пищевой безопасности.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации раскрываются национальные интересы в области продовольственной безопасности, даются показатели продовольственной безопасности и индикаторы их оценки, как с точки зрения продовольственной независимости, так и экономической и физической доступности продовольствия, качества и безопасности продуктов питания. Формулируются основная цель и задачи обеспечения продовольственной безопасности, основные направления государственной политики в этой области.
Так, в соответствии с Доктриной должны быть решены задачи устойчивого развития производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточного для обеспечения продовольственной независимости; обеспечено выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевой продукцией, формирования ее стратегических запасов; обеспечение физической и экономической доступности продовольственного ассортимента качественной и безопасной пищевой продукции, необходимой для формирования рациона здорового питания каждого гражданина страны; обеспечение безопасности пищевой продукции; достижение положительного сальдо торгового баланса сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и реализация экспортного потенциала с учетом приоритета самообеспечения страны; совершенствование социальной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в сельской местности для развития производства и повышения качества жизни населения; развитие многоформатной, высококонкурентной инфраструктуры розничной торговли; развитие производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; формирование принципов здорового образа жизни, включающих в себя формирование рациона здорового питания для всех групп населения; развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области сельского хозяйства; совершенствование системы подготовки специалистов [21].
Конкретизация мер государственной политики в области развития сельского хозяйства Российской Федерации содержится в Государственная программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717. Данная Программа определяет цели, задачи, направления и инструменты регулирования развития сельского хозяйства, сельскохозяйственных и продовольственных рынков, отраслей и сфер агропромышленного комплекса, объемы финансирования тех или иных направлений, целевые показатели и сроки выполнения. В момент принятия срок действия Программы был определен с 2013 по 2020 годы, затем он был продлен до 2025 года, а в 2021 году срок действия Программы продлен до 2030 года.
Ключевыми ориентирами развития в рамках Государственной программы являются: обеспечение продовольственной безопасности, развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса, развитие растениеводства и животноводства, в том числе с применением инновационных технологий, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, цифровизация отраслей и подотраслей АПК, селекция и генетика, внедрение новых сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы [27].
Важным документом, определяющим развитие Республики Таджикистан, является «Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года» от 1 декабря 2016 года № 636 [28], одной из четырех целей которой является – обеспечение продовольственной безопасности и доступа населения к качественному питанию. Данная стратегия определяет основы политики в области продовольственной безопасности, развития сельского хозяйства и устойчивого функционирования продовольственных систем, полноценного питания, в Стратегии подчеркивается многосекторальный подход к решению проблем продовольственной безопасности.
В «Программе безопасности продовольственной продукции Республики Таджикистан на 2019 - 2023 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2018 года, № 520 [29] раскрываются направления политики в сфере продовольственной безопасности и питания. Данный документ также отражает комплексный подход к вопросам продовольственной безопасности. Планом мероприятий программы предусматриваются действия в области: улучшения ирригации земель, совершенствованию агротехники, улучшения мер защиты растений здоровья животных, усиление контроля качества и безопасности пищевых продуктов, контроля безопасности при экспорте и импорте продовольствия, управления запасами продовольствия, помощи социально уязвимым группам населения. Программа очерчивает направления политики в области продовольственной безопасности, но в ней отсутствуют индикаторы, целевые показатели, которые должны быть достигнуты в результате ее реализации.
«Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 - 2030 годы» от 23.10.2019 г. N УП-5853 нацелена на решение задач, связанных не только с сельским хозяйством, но и продовольственной безопасностью, развитием сельских территорий и другими вопросами.
Приоритетами Стратегии являются:
  • обеспечение продовольственной безопасности населения,
  • создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости,
  • снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности,
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды,
  • развитие современных систем государственного управления, поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора, развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве,
  • развитие сельской местности,
  • разработка прозрачной системы отраслевой статистики [24].
Основная цель первого приоритетного направления Стратегии - разработка и эффективная реализация государственной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности для всего населения. При этом отмечается, что основными вызовами, требующими решения, являются проблемы достижения стабильного обеспечения продовольствием уязвимых слоев населения, повышения покупательской способности домохозяйств с низким уровнем дохода, предотвращения резких колебаний цен и объема продукции, обеспечение населения безопасным и качественным продовольствием по стабильным ценам.
Для достижения данных целей определены следующие задачи:
  • совершенствование механизмов обеспечения продовольствием социально уязвимых слоев населения, а также интеграция производителей сельскохозяйственной продукции с объектами социального значения;
  • внедрение системы государственных интервенционных закупок в производстве зерновых колосовых, поэтапная отмена государственного регулирования цен на агропродовольственную продукцию, а также внедрение механизма закупки зерновых колосовых на основе квоты по рыночным ценам;
  • разработка долгосрочных программ по продвижению культуры здорового питания;
  • внедрение системы оценки продовольственной безопасности и осуществление постоянного мониторинга на основе международно признанных методологий и передового опыта;
  • разработка отраслевых программ по интенсификации производства социально значимых видов продукции;
  • проведение исследовательских работ, направленных на повышение продуктивности животноводства, устойчивую интенсификацию производства мяса рыбы и птицы, а также молока.
В качестве целевых индикаторов данного раздела Стратегии в разделе ПБ, выбраны три показателя (из области сельского хозяйства): урожайность зерновых, надои молока, доля кормовых культур в посевных площадях.
Узбекистан в последние годы очень активно проводит политику, направленную на укрепление продовольственной безопасности страны, предпринимая, для достижения этой цели различные меры, в том числе развивая конкуренцию и инфраструктуру на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия, улучшая условия внешней торговли, как в целом, так сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, ресурсами для его производства.
Для этого был принят ряд нормативно -правовых актов. В Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны» УП 5303 от 16.01. 2018 [30] были отменены индивидуальные таможенные, налоговые и иные льготы, а также другие преференции, предоставленные отдельным хозяйствующим субъектам по импорту в Республику Узбекистан продовольственных товаров, отменен запрет на продажу (покупку) потребительских товаров на товарно-сырьевых биржах республики, принято решение о создании во всех регионах республики на условиях государственно-частного партнерства специализированных складских помещений, хранилищ, холодильных камер, современного высокотехнологичного, энергоэффективного оборудования по переработке и фасовке продовольственных товаров.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-3157 от 28 июля 2017 года «О дополнительных мерах по стимулированию отечественных предприятий-экспортеров» [31] было отменено требование обязательной продажи государству 25% экспортной выручки. Указ Президента Республики Узбекистан от 01.08.2018 г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» [32] отменил регулирование экспортных цен на плодоовощную продукцию.
Указы Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках» от 30.10.2018 г. № УП-5564 [33] и «О мерах по дальнейшему стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках» от 25.05.2017 г. № УП-5057 [34], Постановление Президента Республики Узбекистан от 18.03.2019 г. № ПП-4243 «О мерах по дальнейшему развитию и поддержке животноводческой отрасли» [35] отменили запрет на экспорт значительного перечня сельскохозяйственных товаров и продовольствия, в том числе зерна, хлебобулочных изделий, муки и круп, скота и птицы, мяса и пищевых мясных субпродуктов, сахара, растительных масел, кожевенного, пушно-мехового (в том числе каракулевого) сырья.
Постановление Президента Республики Узбекистан от 29.06.2018 г. № ПП-3818 «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан» [36] внесло изменения в регулирование внешнеэкономической деятельности в целом, а также вопросов, способствующих развитию сельского хозяйства и укреплению продовольственной безопасности, в том числе создание условий для обеспечения местных производителей импортными сырьем и материалами, не производимыми в Республике либо производимыми в недостаточном объеме и используемыми в выпуске экспортоориентированной продукции.
В странах фокусного региона в настоящее время уделяется особое внимание вопросам питания.
В Узбекистане вопросам улучшения питания посвящены такие нормативно – правовые акты, как Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения» от 07.06. 2010, № ЗРУ -351, который наметил основные направления и сферы государственного регулирования в сфере улучшения питания населения, а также Концепция и Комплекс мер по обеспечению здорового питания населения Республики Узбекистан на период 2015-2020 годы [37, 38]. Концепция и комплекс мер существенно конкретизируют и расширяют направления политики в данной сфере, предусматривают такие меры в области улучшения питания населения, как совершенствование законодательства в области стандартизации и безопасности пищевой продукции, информационная и разъяснительная работа с населением, направленная на популяризацию здорового питания и здорового образа жизни, обогащение продуктов питания, в частности йодирование соли, обогащение муки и хлебопродуктов, обеспечение беременных женщин витаминными добавками, пропаганда исключительно грудного вскармливания.
В Кыргызстане также есть специальные законы, регулирующие вопросы полноценного питания, в том числе Законы «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях» [39] и «О профилактике йододефицитных заболеваний» [40].
Важной составляющей политики обеспечения продовольственной безопасности является развитие системы школьного питания. Школьное питание вносит вклад в улучшение питания и здоровья детей, создает условия для лучшего усвоения детьми школьной программы, способствует развитию человеческого капитала.
В Российской Федерации поставлена задача обеспечения всех детей младших классов (1-4 класс) бесплатным горячим питанием не менее одного раза в день, предусматривающим наличие одного горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством. Для решения этой задачи был принят Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статья 37 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 01.03. 2020 № 47 – ФЗ [41; 42], в которых законодательно закреплены гарантии обеспечения детей младших классов бесплатным горячим питанием и раскрыт механизм реализации этой меры.
В других странах фокусного региона также приняты нормативно – правовые акты, регулирующие политику в этой области. В Таджикистане принято Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 сентября 2017 года № 456 «О стратегии устойчивого развития школьного питания в Республике Таджикистан на период до 2027 года» [43], в данном Постановлении описаны общие подходы и этапы формирования системы школьного питания в стране. В Кыргызстане действует Закон «Об организации питания учащихся в общеобразовательных организациях» от 14 декабря 2019 года № 135, который создает правовые условия для развития системы школьного питания для детей младших (1 – 4 классов).
Вопросы пищевой безопасности, здорового питания регулируются в Российской Федерации Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01. 2000 № 29 -ФЗ, Стратегией повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 06.2016 № 1364 -р. [44].


Made on
Tilda